Если мы действительно хотим разобраться в нюансах слогоделения, нам
необходимо внести несколько существенных уточнений и в комбинаторный фонетический процесс,
получивший название ассимиляция*.
Многие (если не все) лингвисты (в данном случае за основу возьмём
высказывание В.И. Кодухова) считают: «Ассимиляция возникает в
результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних
согласных, наложении друг на друга экскурсии
или рекурсии соседнего согласного
(сохранён текст цитируемого источника – А.Б.)» /27, 125/.
Однако подобное толкование ассимиляции не совсем соответствует
действительности (или как говаривают истинные специалисты: не
совсем корректно!). Из данной формулировки совершенно непонятно,
какой смысл вкладывает автор в сочетание слов: «наложение друг на
друга экскурсии рекурсии соседнего согласного». Если «наложение»
– это одновременная артикуляция экскурсии и рекурсии согласных,
то в результате должно иметь место полифоническое образование с
имеющей место приобретённой полифонии? То
есть в результате данного «наложения» должен образоваться неделимый
полифонический комплекс, что
характерно именно для взаимодействия типа «согласный/гласный»,
то есть для эксплозивной аккомодации. Если же
«наложение» – это приспособление окончания артикуляции одного
звука (рекурсия) к началу другого (экскурсия), то это будет всё тем
же «взаимодействием рекурсии и экскурсии соседних согласных»,
то есть налицо тавтология, которая в данном случае не уточняет,
а лишь запутывает формулировку.
Однако более принципиальное возражение у нас вызывает типичное
для современной фонетики сведение ассимиляции к «приспособлению
рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего»
/46, 200/.
Получается настоящий парадокс: приспособляются рекурсии и
кскурсии фонетических единиц, а своё
качество меняют выдержки, точнее – фонетические
единицы в целом! Если бы действительно анализируемое нами
приспосабливание осуществлялось именно между рекурсиями и
экскурсиями фонетических единиц, тогда по всей логике подобное
действие должно было бы протекать последовательно, так сказать «в
порядке поступления» кинем и импликативных
им звуков речи. Общеизвестно, что все
согласные русского языка могут сочетаться с
предшествующей паузой. Таким образом, в начале слова может
реализоваться абсолютно любой согласный звук. При этом его
реализации ничто не препятствует (совершенно ничто не препятствует).
И уже после реализации этого любого согласного должно
было бы осуществляться то самое приспосабливание (приспособление
«рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего»
/46, 200/»), то есть должна происходить та самая ассимиляция
фонетических единиц. На практике же мы наблюдаем обратную картину!
Рассмотрим конкретный пример: сочетание предлога «С» с последующим
звонким согласным любого слова, например, в случае С ГАЛЕЙ
(произносится [ЗГ]АЛЕЙ). Данный пример наглядно демонстрирует, что
причиной имеющей место ассимиляции по звонкости ни коим образом
не может быть рекурсия первого согласного и экскурсия второго
согласного звука, так как указанная звонкость имеет место задолго до
появления рекурсии или экскурсии данных фонетических единиц!!! А,
следовательно, роль рекурсии-экскурсии в процессе озвончения
начального согласного в данном случае равна нулю!!!
И в этом месте нашего расследования мы не можем не сделать некое
«лирическое отступление», которое имеет форму вполне очевидных,
но мало утешительных для нашей официальной науки выводов...
К настоящему времени представителями инструментальной фонетики
была проделана огромная работа, которая позволила в мельчайших
деталях исследовать звуки речи и импликативные им артикуляции,
а также огромное количество всевозможных звукосочетаний и
структуру соответствующих им артикуляций. Однако представители
теоретической фонетики не смогли сделать даже простейших
теоретических выводов из того арсенала фактов, которые накопили
экспериментаторы! С чем же нам приходится иметь дело?
2. Это абсолютное непонимание механизмов фонетической
ассимиляции (о чём частично говорилось несколько выше и более
подробно будет изложено ниже).
3. Это полное игнорирование возможности реального наложения
фонетических единиц друг на друга, то есть полное игнорирование
того явления, которое мы именуем фонетической полифонией.
4. Это отсутствие внятного объяснения многих фонетических явлений,
например, полное непонимание того факта почему два звука имеющих
собственные интонационные движения при объединении не суммируют
эти движения, а приобретают одно общее... (смотреть параграф Четвёртое доказательство наличия фонетической
полифонии в речевой деятельности).
Наши теоретики или не видят факты, которые должны были бы просто
бросаться в глаза, или не хотят их видеть, или что-то видят, но не могут
уловить элементарные причинно-следственные связи между событиями
и явлениями... В итоге же эти слепо-глухие теоретики пишут так
называемые научные книги, плодят столь же слепо-глухих учеников,
которые объединяются в тоталитарные образования, громко
именуемые НАУЧНЫМИ ШКОЛАМИ...
Если наши уважаемые теоретики не могут сделать простейших выводов
из очевиднейших фактов, то даже страшно себе представить, какие
невероятные теоретические изыски имеют место в более «высокой
сфере» языкознания, именуемой фонологией. В подобных условиях о
выяснении сути понятия фонема можно даже и не заикаться...
Но вернёмся к теме настоящего параграфа. Итак, в плане порождения
речи (так называемый артикуляционный аспект фонетики):
ассимиляция – это комбинаторный
фонетический процесс, который заключается в приспособлении
предшествующей согласной кинемы к артикуляции последующей
согласной или – в приспособлении последующей согласной кинемы
к артикуляции предшествующей согласной. Первая разновидность
фонетического процесса будет регрессивной ассимиляцией,
вторая разновидность – прогрессивной ассимиляцией.
Результатом данного вида фонетического процесса является образование
линейного комплекса кинем, который
импликативно приводит к образованию единого
линейного звукового комплекса.
В плане восприятия речи (так называемый акустический аспект
фонетики): ассимиляция – это комбинаторный
фонетический процесс, который заключается в уподоблении качества
предшествующего согласного звука качеству звучания последующего
согласного или – в уподоблении последующего согласного звука
качеству звучания предшествующего согласного. Результатом данного
вида фонетического процесса является возникновение единого
линейного звукового комплекса.
Ассимиляция – это комбинаторный фонетический процесс, членами
которого являются однотипные звуки. В настоящей работе мы
рассматриваем контактные виды ассимиляции.
Линейный комплекс кинем – это
реализуемые последовательно кинемы, которые объединены между
собой общими компонентами артикуляции.
Линейный звуковой комплекс – это
реализуемые последовательно звуки речи, которые объединены между
собой на основании качества звучания отдельных своих элементов.
Далее мы можем использовать и более обобщённое понятие:
линейный фонетический комплекс –
это реализуемые последовательно фонетические единицы, которые
объединены между собой на основании общности отдельных своих
элементов. Данное понятие будет включать в себя и линейные
комплексы кинем, и линейные звуковые комплексы.
Таким образом, объединение фонетических единиц в линейные
фонетические комплексы происходит именно на уровне выдержек
согласных. Всё это становится возможным лишь благодаря
сходным моментам в реализации, которые одинаково характерны для
каждого члена фонетического комплекса. Кинемы объединяются
между собой на основании общих элементов артикуляции, например,
члены сочетания [ЗГ]АЛЕЙ прежде всего объединяются общим
свойством, именуемым звонкостью согласных. Соответственно, для
реализации этого качества и первой, и второй согласной необходимы
некоторые общие моменты в артикуляции. Пара [Д’В’]ЕРЬ
объединяется общим качеством – палатализацией (импликативно
– мягкостью), что также требует от каждой кинемы данной пары
фонетических единиц наличия соответствующих общих условий
артикуляции.