Как мы уже неоднократно констатировали во многих наших публикациях,
представители Московской фонологической школы совершили
«страшную вещь»: они полностью изолировали язык
от психики человека. Между тем язык обладает одним
наиважнейшим свойством: он не может существовать вне психики!
Это относится ко всем языкам человеческого общения: и к
живым, и к мёртвым. Все словари, справочники, учебники и т.п. (написанные,
например, на китайском) для любого индивида будут самой настоящей
макулатурой, если данный индивид не является носителем китайского
языка!
Совсем не случайно ещё в позапрошлом веке основатель фонологии
выдающийся русский психолог И.А. Бодуэн де Куртенэ утверждал: «Сущность
человеческого языка исключительно психическая .
Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами.
Нет и не может быть в речи человеческой или в языке ни одного явления,
которое не было бы вместе с тем психическим» /3, 386/!
Если язык является свойством психики, то он должен существовать в виде
какого-то психического процесса. В виде какого же?
Следующее «слабейшее» звено современной науки заключается в том, что
она отделила мышление от языка. Вспомним
знаменитее изречение: «Язык – орудие мышления». Из него логично вытекает,
что мышление – это одно, а его орудие, то есть язык, – это совсем иное...
В результате подобных манипуляций классическая наука пришла к однозначному
заключению, что мышление (упрощённо говоря) – это понятия, суждения и
умозаключения... В результате этого результата мы получаем довольно
странную картину...
Например,
музыкальные психологи, музыканты-практики, музыканты-теоретики и т.п.
говорят и пишут о развитии музыкального мышления, о развитии
полифонического мышления, о развитии гармонического мышления и т.п.
Представители же истиной науки открытым текстом смеются над подобной
«теоретической безграмотностью». Согласно их воззрениям никакого
музыкального мышления нет и быть не может, так как в музыке нет ни понятий,
ни суждений... Но в таком случае получается, что наглядно-действенное
мышление так же никаким мышлением не является, так как в нём нет места
тем самым понятиям! На тех же основаниях не является мышлением и так
называемое «мышление животных» и т.п. Да что там мышление каких-то
животных! Оказывается, и при словесно-логическом мышлении понятия
присутствуют далеко не всегда. Например, не являются понятиями имена
собственные, местоимения и т.п... Отсюда, когда человек говорит: Я – Саша, а
Вы – Даша, то в это время он совсем не мыслит, то есть не думает!
В результате полученных результатов вырисовывается другая странная
картина. Когда носитель языка читает слово ЯБЛОКО, то он обобщённо
представляет некий фрукт. Данное обобщение и является тем самым понятием,
одновременно оно и является главной формой того самого мышления. А вот
когда носитель языка анализирует соответствующий комплекс букв – этот
процесс мышлением уже не является. В этот момент индивид абсолютно
не мылит, то есть не думает, так как, по мнению истинных
представителей современной науки, буквы Я, Б, Л, О, К, О ни взятые
отдельно, ни соединённые воедино понятиями не являются. Оперирование
графическими символами в этом случае осуществляется как-то само собой,
а упомянутая словесная оболочка лишь обозначает (указывает на) конкретное
понятие, то есть всего лишь является неким орудием мышления...
Однако в отличие от антинауки истинная наука просто обязана рассматривать
все возможные варианты «развития событий». Не является в этом
исключением и анализируемый нами феномен. Один из таких возможных
вариантов сводится к тому, что язык и мышление не должны
противопоставляться друг другу, то есть между ними можно поставить
знак равенства!
На основании подобного преобразования, мы выводим следующее
определение понятия язык:
Язык – это сформированный определённой социальной
средой тип мышления, предназначенный для общения между
членами данной среды, а также для обработки и хранения информации.
/1, 67/.
Данный тип мышления подразумевает, что любой носитель конкретного
языка мылит не только понятиями, но и
обозначающими их грамматическими формами. Иначе говоря, абсолютно
любая языковая категория является категорией мышления, но это будет уже
не только понятийное мышление. В частности, здесь уже будет иметь место
и грамматическое мышление...
Что же нам даёт подобная трактовка понятия ЯЗЫК?
Во-первых, мы сразу находим ответ на вопрос: в виде какого психического
процесса существует язык. Это процесс
именуется мышлением.
Во-вторых, при подобном подходе теория не усложняется, а явно
упрощается. Из неё устраняется масса различных противоречий и просто
нелепостей. Так, данный подход приводит нас к заключению, что человек
мылит не только тогда, когда оперирует понятиями, но и тогда, когда
оперирует словесными оболочками, указывающими на эти понятия!
Однако у данного теоретического положения есть и очень существенный
недостаток: приняв его, мы сразу же превращаем в макулатуру целые горы
научных трудов. А этого, как Вы отлично понимаете, допускать никак нельзя!
Поэтому ученики при подборе проверочного слова, при выборе
места переноса слова, при определении прописной или строчной буквы,
при применении любого правила и далее будут продолжать не мылить,
то есть не думать!!! Со всеми вытекающими из этого последствиями. А
последствия «недумания», например, в лингвистике очень впечатляют...
На фото Программа областного методического
семинара на тему: «Развитие музыкального мышления. Как стать умным,
образованным, счастливым». Тула, 2008 год.
1. Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление.
– Тула, 2006. – 864 с.
2. Белоусов А.В. Об основных недостатках теоретической концепции
Московской фонологической школы. – 2013. [Электронный ресурс. Обращение 02.01.2014]. –
Режим доступа: https://bav005.narod.ru/zametka_1.htm.
3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые из общих положений, к
которым довели Бодуэна его наблюдения и исследования явлений языка. //
Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. –
М.: Высш. школа, 1973. – С. 386 – 388.