Аннотация монографии А. Белоусова «Основы единой теории мышления» |
|
Пролог... Поиск по сайту:
ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ: |
Аннотация монографии А. Белоусова «Основы единой теории мышления»I. Критика языкознания1. Фонология как тормоз в развитии языкознания
Доказательство полного отсутствия в современной науке комплексного
подхода к изучению лингвистических знаковых систем:
отсутствие в языкознании раздела, занимающегося исследованиями жестовых
форм речи; отсутствие связи фонологии с изучением данных
форм речи; отсутствие связи фонологии с изучением иных лингвистических
знаковых систем. Попутное уточнение отдельных положений дактилологии. 2. Обособление фонологии от психологииПолнейшее
игнорирование языкознанием в целом и фонологией в частности
утверждений Ф. де Соссюра, что все элементы языкового знака
«в равной мере психичны»; Л.С. Выготского, что «везде в фонетике,
морфологии, лексике и в семантике, даже в ритмике, метрике и музыке –
за грамматическими или формальными категориями скрываются
психологические»; И.А. Бодуэна де Куртенэ, что «сущность человеческого
языка исключительно психическая. Существование и развитие языка
обусловлено чисто психическими законами. Нет и не может быть в речи
человеческой или в языкени одного явления, которое не было бы вместе
с тем психическим»; Тейяра де Шардена, что «от биосферы до вида – всё
это лишь огромное разветвление психизма, ищущего себя в различных
формах». И т.п. 3. ...призрак языкаРазвитие мысли, сформулированной Э.П. Фридманом: «Все знают, что существуют языки, но никто не знает, что такое язык». Определение языка, как особого типа мышления: «язык – сформированный определённой социальной средой тип мышления, предназначенный для общения между членами данной среды, а также для обработки и хранения информации». Отсюда все языковые категории, в том числе и фонологические, являются именно категориями мышления!!! |
II. Критика психологии1. Парадоксы мышления
Современная наука не в состоянии дать вразумительных ответов на целый
ряд очень принципиальных вопросов. Например, мышление – это единый
психический процесс, который включает в свою структуру очень многие
виды и разновидности мыслительной деятельности: словесно-логическое,
наглядно-образное, наглядно-действенное и многие иные виды мышления;
или всё-таки каждый конкретный из названных процессов представляет
собой нечто совершенно независимое от всех иных видов и разновидностей
интеллектуальной деятельности? Если это единый процесс, то, что имеется
общего между вербальными и невербальными его формами? Если это
принципиально разные процессы, то какой же психический процесс в итоге
координирует их работу? Теоретическая неопределённость в затронутых
вопросах приводит к порождению взаимоисключающих друг друга
теоретических построений. Например, значительная часть психологов
отрицает такое понятие как музыкальное мышление, в то время как
другая их часть в союзе с музыкантами-исполнителями, преподавателями
музыкальных дисциплин, методистами и музыковедами настаивает на
правомерности существования названного психического процесса. В
результате современные теоретики даже не могут дать однозначного ответа
на вопрос: существует ли невербальное мышление? Помимо прочего
традиционная наука декларирует, что многие категории орудия мышления,
то есть языка, не являются тем самым орудием, то есть мышлением! 2. Колосс на глиняных ногах
Безусловно, что классическая психология имеет определённые достижения
в своём развитии. Например, современная наука пришла к твёрдому выводу,
что любой внешней деятельности человека предшествует соответствующая
внутренняя деятельность. Так, чтобы спеть любую мелодию, необходимо
предварительно представить её мысленно; чтобы сварить суп необходимо
сначала предопределить последовательность необходимых операций;
чтобы переставить предмет с одного мета на другое необходимо
представить, в какое место его нужно перемещать и каким образом это
надо делать. Данные закономерности имеют место при осуществлении
деятельности любого вида. И только при овладении речью наблюдается
совершенно противоположное!!! И отечественная психология, и
отечественная лингвистика, вдохновлённые идеями Л.С. Выготского, в один
голос утверждают, что сначала человек овладевает внешней речью и только
значительно позже – на пороге школьного возраста – внутренней, то есть
сначала говорит, а потом уже начинает представлять, что он делает!!!
Подобные «научные» теории полностью противоречат всем теоретическим и
практическим достижениям всё той же психологи! III. Введение в учение о форме и функции
«Основы единой теории мышления» являются дальнейшей
разработкой закона сохранения формы и функции,
впервые сформулированного практически неизвестным в России
шведским цитобиологом А. Лиама-де-Фариа, который в своей
монографии «Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции»
(1991) доказывает: «Имеющиеся в настоящее время данные приводят к
следующему главному заключению: упорядоченность возникает только
из упорядоченности; форма возникает только из формы; функция
возникает только из функции. В Природе ни упорядоченность, ни
форма, ни функция никогда не создаются и не утрачиваются; они
лишь трансформируются в результате комбинирования». Однако
этот принципиальнейший закон мироздания остался совершенно
незамеченным ни академической, ни вузовской, ни, к величайшему
сожалению, альтернативной наукой. Между тем, его выводы способны
перевернуть сложившиеся в течение тысячелетий представления об
окружающем мире… IV. Введение в общую дактилологиюВ единой теории мышления «Раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности языка, реализуемого различными проявлениями жестовой формы речи, именуется общей дактилологией». В данном разделе происходит краткое знакомство с тремя системами дактильной формы речи, которые используют в повседневной практике лица, лишённые слуха. Вводится понятия дактилема и дактилоид, которые являются единицами минимально возможного членения потока жестовой речи. Делается акцент на их принципиальное отличие от букв, иероглифов и т.п.!!! V. Введение в единую теорию мышления
Единая теория мышления рассматривает мышление
как дискретный процесс! Мельчайшей (элементарной) порцией
мышления, которую может выявить и операционально использовать
индивид, является дифференциальный признак! Помимо того, что
дифференциальные признаки являются минимальными порциями
(квантами) мышления, они одновременно являются и элементарными
дифференциальными составляющими. VI. Введение в негативную фонологию
Основная заслуга в открытии и детальном изучении «кванта
мышления», то есть дифференциального признака принадлежит
разделу языкознания, который получил название фонология. Поэтому
автор анонсируемого издания через всю свою публикацию проводит
мысль о невозможности изучения психологии без знаний основ
лингвистики (в частности фонологии) и, наоборот, о невозможности
изучения лингвистики без знаний основ психологии. VII. Введение в дифференциалогию«Дифференциалогия – наука, изучающая
оппозиционные отношения, возникающие между единицами мышления,
принадлежащими к разнообразным уровням данного психического процесса.
Указанные единицы мы назвали дифференциальными составляющими. Эти
единицы могут иметь различную природу материализации, и как следствие
этого могут быть основанными на слуховых, зрительных, тактильных и
прочих ощущениях. Иначе говоря, дифференциалогия – наука, изучающая
формы и сопутствующие им функции различных составляющих процесса
сознательного мышления». Помимо этого дифференциалогия исследует
взаимодействия между единицами мышления, имеющими разную форму
бытия, что фактически и является основой семиотической деятельности,
суть которой заключается в том, что одновременно с оперированием
одними формами и функциями происходит параллельное оперирование
принципиально иными формами и функциями. В «Основах
единой теории мышления» выявляются незамеченные
ранее детали подобной деятельности. Критикуются современные
модели строения знака. ПослесловиеЦитата: «Общеизвестно, что пессимист – это тот, кто видит только тёмный тоннель. Оптимист – это тот, кто видит тёмный тоннель и свет в его конце. Реалист – это тот, кто видит тёмный тоннель, свет в конце тоннеля и поезд идущий навстречу. Отсюда Белоусов-пессимист видит только тёмные лабиринты современной противоестественной науки. Белоусов-оптимист видит не только тёмные лабиринты, но и пути выхода из них. Белоусов-реалист видит не только тёмные лабиринты, не только пути выхода из этих лабиринтов, но и тот самый воз, который является символом той самой науки. © Белоусов А. В., 2007 – 2023 |
|
Страница создана 10.12.2007. Последнее обновление 07.12.2023. При использовании материалов сайта ссылка на https://bav005.narod.ru/ обязательна |