Элементы фонетической
полифонии присутствуют постоянно при взаимодействии всех
шумных и большинства сонорных согласных со всеми последующими
гласными. Однако это фонетическое свойство в одних случаях проявляется
более отчётливо: например, при взаимодействии взрывного согласного с
гласным (сочетания типа [ПА], [ТА] и т.д.). В других – менее отчётливо,
например, в сочетании фрикативного [С] с последующим [А]. Это
объясняется тем, что различные звуки речи могут накладываться друг на
друга большей или меньшей своею частью.
При артикуляции сочетания [CA] вначале голосовые связки расслаблены
и звучит только шум. В момент эксплозии голосовые связки напрягаются,
и появляется гласный компонент. В данном случае речевой аппарат
производит два действия: 1 – эксплозия, 2 – напряжение голосовых связок.
Но действия эти протекают не последовательно (горизонтально), а
параллельно, то есть одновременно (вертикально). В этот момент и
происходит наложение компонента артикуляции одной фонетической
единицы на определённый компонент другой фонетической единицы.
Как следствие наблюдается наложение одного звучания на другое.
Элементарный анализ подтверждает это:
[ка - сА];
[кас - А] – невозможно.
Отсюда: [сА] – неделимый
звуковой комплекс, причиной неделимости которого является
наложение компонентов артикуляций двух звуков друг на друга.
Таким образом, явление фонетической полифонии можно разделить
на два вида.
Явная полифония – это результат
взаимодействия фонетических единиц, при котором экскурсия*, выдержка
и последующая рекурсия согласного накладывается на экскурсию и
некоторую начальную часть выдержки гласного.
Скрытая полифония – это результат
взаимодействия фонетических единиц, при котором рекурсия согласного
накладывается на экскурсию гласного. При этом артикуляционные действия
(окончание артикуляции одного звука и начало другого) происходят не
поочерёдно друг за другом (последовательно), а одновременно (параллельно).
Из всего изложенного вытекает однозначный вывод: фонетическая полифония
– реальное свойство человеческой речи, которое подтверждается многими
фактами и их теоретическими интерпретациями.
* Примечание. А.А. Реформатский: «Артикуляции
складывается из трёх частей: из приступа
(или экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу»,
средней части (или выдержки), когда органы
устанавливаются для данной артикуляции, и отступа (или
рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние... Экскурсия – от латинского excursio –
«выбегание», «вылазка»... Рекурсия – от латинского recursus –
«обратное движение», «возвращение»...» /46, 165/.