Белоусов А.В. Полифония собственная и приобретённая

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одобрение, кому-то он обязательно не понравится /Чизхолм/


Меню

Пролог...
Монография А. Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах...
Биография А. Белоусова...
Список публикаций...
Публикации об Александре Белоусове...
Страницы в Интернете...
Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Карта сайта...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Молитвы о здравии
- Музыка для баяна



§ 15. Полифония собственная и приобретённая


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Полоса полифоничности.

В музыковедении термин ПОЛИФОНИЯ означает: «...вид многоголосия, основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных голосов» /15, 224/ (латинское polyphonia, древнегреческеое πολυφωνία – буквально «многозвучие», от древнегреческого πολυ-, πολύς – «много» и древнегреческого φωνή – «звук»).

В языковой деятельности нам придётся иметь дело с двумя относительно самостоятельными «мелодическими линиями» (слоями речевого потока), которые далее мы будем именовать фонетическими голосами.

Фонетический голос – это слой речевого потока, элементы которого имеют общую природу реализации: либо периодические колебания, которые образуют вокальную составляющую речевого потока, либо непериодические колебания, которые образуют шумовую составляющую речевого потока.

Ранее нами уже отмечалось, что шум не может переходить в голос, а голос – в шум. Подобная независимость двух источников звукообразования друг от друга привела к тому, что в языковой деятельности имеет место большое количество звуков, в артикуляции которых одновременно присутствуют и шум, и голос.

Р. Якобсон, Г.М. Фант, М. Халле во «Введении в анализ речи» пишут: «Существуют два основных типа источников (звука – А.Б.) – периодические источники и источники шума. Периодический источник опознаётся по характерной гармонической структуре спектрограммы. Напротив, источник шума дает нерегулярное распределение энергии во временном измерении. При произнесении одной фонемы могут одновременно действовать источники обоих родов» /69, 174/.

И далее: «звонкие», или «гудящие» фонемы, такие, как /а b z v/, противопоставленные глухим, или «шипящим» фонемам, характеризуются наложением гармонического источника звука на источник шума, производящий глухие фонемы. Для звонких согласных это означает наличие двух одновременно действующих источников. В спектре звонких согласных имеются форманты, которые обусловлены наличием источника гармонических колебаний<...> 3вонкие фонемы образуются при сопутствующем колебании голосовых связок, а глухие – при отсутствии таких колебаний» /69, 181/.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в языковой деятельности, выражаясь терминологией, принятой в музыковедении, обычны случаи одновременного звучания двух фонетических голосов, образованных двумя источниками звука.

Первый – сонантный голос. «Латинское причастие sonans (род.п. sonantis) образовано от глагола sоnо – звучу, пою» /27, 111/. Сонантный голос реализуется при помощи голосовых связок.

Второй – консонантный голос. «Латинский глагол соnsопо означал «звучу вместе, согласно»...» /27, 111/. Данный голос состоит из шумов, в образовании которых связки не участвуют. Очевидно, что буквальное значение латинского «звучу вместе» в настоящей работе полностью подтверждается: согласный звук в полифоническом звуковом комплексе действительно звучит совместно с гласным.

Учитывая всё вышеизложенное, по количеству голосов мы разделим звуки речи на два типа: полифоничные звуки и монофоничные звуки.

Монофоничные (от греческого mono, monos – «один») – это такие звуки, в реализации которых, участвует один источник звукообразования и которые импликативно состоят из одного фонетического голоса (из одного акустического слоя). Подобными лингвистическими единицами являются гласные и глухие согласные.

Полифоничные – это такие звуки, в реализации которых участвуют два источника звукообразования и которые импликативно состоят из двух фонетических голосов (из двух акустических слоёв). К ним относятся звонкие шумные и сонорные согласные.

Дальнейшее исследования явления фонетической полифонии обнаруживает, что она бывает двух видов, которые мы будем именовать собственной полифонией и приобретённой полифонией.

Собственная полифония – это многослойность речевого потока, имеющая место при реализации единичных звуков речи, в реализации которых участвуют два источника звукообразования. Например, звуки [В], [Д] – полифоничные. В акустическом аспекте они состоят из двух фонетических голосов и при этом обладают собственной полифонией. Всё это легко можно пронаблюдать при изолированном их произнесении.

Приобретённая полифония – это многослойность речевого потока, которая наблюдается при сочетании двух сопутствующих друг другу звуков речи. Например, звуки [П] и [А] сами по себе монофоничны, однако сочетание [П/А] является уже полифоническим образованием, в котором имеет место наложение артикуляции одной кинемы на другую, и как следствие наложение звучания одного звука на другой.

Всё изложенное в настоящем параграфе не только реально наблюдается в процессе речевой деятельности, но и подтверждается различными публикациями экспериментальных данных, выводы из которых теоретическая фонетика делает совершенно противоположные тому, о чём свидетельствую эти самые данные...

Примечание. Монофоничным звукам импликативно соответствуют однофокусные кинемы, полифоничным звукам импликативно соответствуют двухфокусные кинемы.

«Неевклидова» фонетика: Список использованной литературы.

Далее следует страница Ассимилятивная эксплозивная аккомодация.




© Белоусов А. В., 2007 – 2023

Страница создана 08.01.2015. Последнее обновление 25.12.2023. При использовании материалов сайта ссылка на https://bav005.narod.ru/ обязательна.