В музыковедении термин ПОЛИФОНИЯ означает: «...вид многоголосия,
основывающийся на одновременном звучании нескольких
самостоятельных голосов» /15, 224/ (латинское polyphonia, древнегреческеое
πολυφωνία – буквально
«многозвучие», от древнегреческого πολυ-,
πολύς – «много» и древнегреческого
φωνή – «звук»).
В языковой деятельности нам придётся иметь дело с двумя относительно
самостоятельными «мелодическими линиями» (слоями речевого потока),
которые далее мы будем именовать фонетическими
голосами.
Фонетический голос – это слой речевого
потока, элементы которого имеют общую природу реализации: либо
периодические колебания, которые образуют вокальную составляющую
речевого потока, либо непериодические колебания, которые образуют
шумовую составляющую речевого потока.
Ранее нами уже отмечалось, что шум не может переходить в голос, а
голос – в шум. Подобная независимость двух источников звукообразования
друг от друга привела к тому, что в языковой деятельности имеет место
большое количество звуков, в артикуляции которых одновременно
присутствуют и шум, и голос.
Р. Якобсон, Г.М. Фант, М. Халле во «Введении в анализ речи» пишут:
«Существуют два основных типа источников (звука – А.Б.) –
периодические источники и источники шума. Периодический источник
опознаётся по характерной гармонической структуре спектрограммы.
Напротив, источник шума дает нерегулярное распределение энергии во
временном измерении. При произнесении одной фонемы могут одновременно
действовать источники обоих родов» /69, 174/.
И далее: «звонкие», или «гудящие» фонемы, такие, как /а b z v/,
противопоставленные глухим, или «шипящим» фонемам, характеризуются
наложением гармонического источника звука на источник шума,
производящий глухие фонемы. Для звонких согласных это означает
наличие двух одновременно действующих источников. В спектре
звонких согласных имеются форманты, которые обусловлены наличием
источника гармонических колебаний<...> 3вонкие фонемы
образуются при сопутствующем колебании голосовых связок, а глухие
– при отсутствии таких колебаний» /69, 181/.
Таким образом, мы приходим к заключению, что в языковой деятельности,
выражаясь терминологией, принятой в музыковедении, обычны случаи
одновременного звучания двух фонетических голосов,
образованных двумя источниками звука.
Первый – сонантный голос. «Латинское
причастие sonans (род.п. sonantis) образовано
от глагола sоnо – звучу, пою» /27, 111/. Сонантный голос реализуется
при помощи голосовых связок.
Второй – консонантный голос. «Латинский
глагол соnsопо означал «звучу вместе, согласно»...» /27, 111/.
Данный голос состоит из шумов, в образовании которых связки не
участвуют. Очевидно, что буквальное значение латинского «звучу
вместе» в настоящей работе полностью подтверждается: согласный звук
в полифоническом звуковом комплексе
действительно звучит совместно с гласным.
Учитывая всё вышеизложенное, по количеству голосов мы разделим звуки
речи на два типа: полифоничные звуки и
монофоничные звуки.
Монофоничные (от греческого mono,
monos – «один») – это такие звуки, в реализации которых,
участвует один источник звукообразования и которые импликативно
состоят из одного фонетического голоса (из одного акустического
слоя). Подобными лингвистическими единицами являются гласные и
глухие согласные.
Полифоничные – это такие звуки, в реализации
которых участвуют два источника звукообразования и которые импликативно
состоят из двух фонетических голосов (из двух акустических слоёв).
К ним относятся звонкие шумные и сонорные согласные.
Дальнейшее исследования явления фонетической полифонии обнаруживает, что
она бывает двух видов, которые мы будем именовать собственной
полифонией и приобретённой полифонией.
Собственная полифония – это многослойность
речевого потока, имеющая место при реализации единичных звуков речи, в
реализации которых участвуют два источника звукообразования. Например,
звуки [В], [Д] – полифоничные. В акустическом аспекте они состоят из двух
фонетических голосов и при этом обладают собственной полифонией. Всё
это легко можно пронаблюдать при изолированном их произнесении.
Приобретённая полифония – это многослойность
речевого потока, которая наблюдается при сочетании двух сопутствующих
друг другу звуков речи. Например, звуки [П] и [А] сами по себе монофоничны,
однако сочетание [П/А] является уже полифоническим образованием, в
котором имеет место наложение артикуляции одной кинемы на другую,
и как следствие наложение звучания одного звука на другой.
Всё изложенное в настоящем параграфе не только реально наблюдается в
процессе речевой деятельности, но и подтверждается различными
публикациями экспериментальных данных, выводы из которых теоретическая
фонетика делает совершенно противоположные тому, о чём свидетельствую
эти самые данные...