Но, прежде чем продолжить анализ данного комбинаторного
фонетического процесса, необходимо ещё раз уточнить
терминологию... Выражения «предшествующий согласный» и
«последующий гласный» при описании полифонического
звукового комплекса являются не совсем корректными...
Нами уже рассмотрены случаи одновременной артикуляции звуков
типа [П/А],* [Т/А], но так как согласный в данных образованиях во
много раз менее продолжителен, чем гласный, и в подавляющем
большинстве случаев значительно отличается от последнего в
тембровом отношении, то создаётся иллюзия, что данные звуки
речи произносятся последовательно, а не параллельно.
Для автора настоящей работы вполне очевидно, что не совсем
корректно одну из двух одновременно артикулируемыхфонетических единиц именовать
«предшествующей», а другую – «последующей» только за то, что
одна из них более продолжительна во времени звучания,
а другая – менее продолжительна! Касаясь же всех вариантов «соседства»
можно было бы использовать терминологию жильцов многоэтажного
дома типа «сосед сверху» или «сосед снизу»... Но в полифоническом
звуковом комплексе не совсем ясно: какой его член будет находиться
сверху, а какой снизу...
Поэтому при описании эксплозивной аккомодации и
полифонических комплексов мы будем употреблять термины
сопутствующий гласный и сопутствующий
согласный.
В акустическом аспекте сопутствующий гласный – это гласный
звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического
звукового комплекса; сопутствующий согласный – это согласный
звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического звукового
комплекса.
В артикуляционном аспекте сопутствующая гласная – это гласная кинема, входящая в структуру кинемного
образования, следствием реализации которого является возникновение
полифонического звукового комплекса; сопутствующая согласная – это согласная
кинема, входящая в структуру кинемного образования, следствием
реализации которого является возникновение полифонического звукового
комплекса.
Однако бесспорно, что многие согласные опережают началом своей
реализацией реализацию гласных, например, сочетание [С/А] (смотреть
страницу Явная и скрытая полифония). В этом
случае наложение кинем друг на друга, будет происходить на узком
участке артикуляция, то есть опять же будет иметь место наложение,
а не переход рекурсии согласной в экскурсию гласной. Автору
настоящей работы совершенно очевидно, что структурные слои
полифонического комплекса – разнотипны (имеют разную природу
реализации), поэтому так же, как океанский лайнер не может
столкнуться с городским троллейбусом, точно так же шум не может
вступить в непосредственный контакт с голосом. Голос может менять
свой тембр в зависимости от формы резонатора, в результате чего
периодические колебания одного звука будут
переходить только в периодические колебания другого. Шум также
может менять тембр, который зависит от формы резонатора и способа
звукообразования, в результате чего непериодические колебания
одного звука будут переходить только в непериодические колебания
другого.
Наш вывод:
Шум никоим образом не может переходить в вокальную составляющую
(шум живёт своей жизнью), а вокальная составляющая никоим образом
не может переходить в шум (вокальная составляющая живёт своей
жизнью). При взаимодействии двух фонетических единиц минимально
возможного членения речевого потока слои, его образующие, могут
а) опережать друг друга началом своей реализации, например,
в сочетании [С/А] реализация шумовой составляющей согласного [С]
опережает реализацию вокальной составляющей гласного [А];
б) реализовываться одновременно, например, в сочетании [П/А]
на определённом этапе артикуляции шумовая составляющая согласного
[П] и вокальная составляющая гласного [А] реализуются одновременно;
в) продолжать свою реализацию в том случае, когда другой слой
прекращает это делать, например, в сочетании [П/А] после
устранения полифонического компонента продолжается реализация
вокальной составляющей гласного [А].
Полоса полифоничности – это степень наложения фонетических единиц
друг на друга. В § 10 нами выяснено, что фонетическая полифония может
быть явной и скрытой. Вследствие чего возможны две разновидности эксплозивной аккомодации: по степени
наложения компонентов звукового комплекса друг на друга данный вид
комбинаторного фонетического процесса
будет делиться на узкополосную аккомодацию и
широкополосную аккомодацию.
Широкополосная эксплозивная аккомодация
– разновидность комбинаторного фонетического процесса,
в результате которого образуется полифонический комплекс с явной
полифонией, например, [П/Ы Л], [П’/Ы Л] и т.п. Узкополосная эксплозивная аккомодация –
разновидность комбинаторного фонетического процесса, в результате
которого образуется полифонический комплекс со скрытой полифонией,
например, [С/А M], [С’/А M] и т.п.
* Примечание. Наклонная черта между звуками указывает на то,
что данная пара фонетических единиц образует полифонический звуковой
комплекс, члены которого реализуются параллельно. Ведь фонетическая
транскрипция должна более точно передавать именно произношение в
отличие, например, от записи буквами или от фонологической транскрипции...