Белоусов А.В. Полоса полифоничности

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит...» /Третий закон Чизхолма/


Меню

Пролог...
Монография А. Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах...
Биография А. Белоусова...
Список публикаций...
Публикации об Александре Белоусове...
Страницы в Интернете...
Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Карта сайта...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Молитва преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
- Газарян С.С. История возникновения и развития гармони и аккордеона



§ 14. Полоса полифоничности


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Эксплозивная аккомодация.

Эксплозивная аккомодация имеет множество разновидностей.

Но, прежде чем продолжить анализ данного комбинаторного фонетического процесса, необходимо ещё раз уточнить терминологию... Выражения «предшествующий согласный» и «последующий гласный» при описании полифонического звукового комплекса являются не совсем корректными... Нами уже рассмотрены случаи одновременной артикуляции звуков типа [П/А],* [Т/А], но так как согласный в данных образованиях во много раз менее продолжителен, чем гласный, и в подавляющем большинстве случаев значительно отличается от последнего в тембровом отношении, то создаётся иллюзия, что данные звуки речи произносятся последовательно, а не параллельно.

Для автора настоящей работы вполне очевидно, что не совсем корректно одну из двух одновременно артикулируемых фонетических единиц именовать «предшествующей», а другую – «последующей» только за то, что одна из них более продолжительна во времени звучания, а другая – менее продолжительна! Касаясь же всех вариантов «соседства» можно было бы использовать терминологию жильцов многоэтажного дома типа «сосед сверху» или «сосед снизу»... Но в полифоническом звуковом комплексе не совсем ясно: какой его член будет находиться сверху, а какой снизу...

Поэтому при описании эксплозивной аккомодации и полифонических комплексов мы будем употреблять термины сопутствующий гласный и сопутствующий согласный.

В акустическом аспекте
сопутствующий гласный – это гласный звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического звукового комплекса;
сопутствующий согласный – это согласный звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического звукового комплекса.

В артикуляционном аспекте
сопутствующая гласная – это гласная кинема, входящая в структуру кинемного образования, следствием реализации которого является возникновение полифонического звукового комплекса;
сопутствующая согласная – это согласная кинема, входящая в структуру кинемного образования, следствием реализации которого является возникновение полифонического звукового комплекса.

Однако бесспорно, что многие согласные опережают началом своей реализацией реализацию гласных, например, сочетание [С/А] (смотреть страницу Явная и скрытая полифония). В этом случае наложение кинем друг на друга, будет происходить на узком участке артикуляция, то есть опять же будет иметь место наложение, а не переход рекурсии согласной в экскурсию гласной. Автору настоящей работы совершенно очевидно, что структурные слои полифонического комплекса – разнотипны (имеют разную природу реализации), поэтому так же, как океанский лайнер не может столкнуться с городским троллейбусом, точно так же шум не может вступить в непосредственный контакт с голосом. Голос может менять свой тембр в зависимости от формы резонатора, в результате чего периодические колебания одного звука будут переходить только в периодические колебания другого. Шум также может менять тембр, который зависит от формы резонатора и способа звукообразования, в результате чего непериодические колебания одного звука будут переходить только в непериодические колебания другого.

Наш вывод:
Шум никоим образом не может переходить в вокальную составляющую (шум живёт своей жизнью), а вокальная составляющая никоим образом не может переходить в шум (вокальная составляющая живёт своей жизнью). При взаимодействии двух фонетических единиц минимально возможного членения речевого потока слои, его образующие, могут
а) опережать друг друга началом своей реализации, например, в сочетании [С/А] реализация шумовой составляющей согласного [С] опережает реализацию вокальной составляющей гласного [А];
б) реализовываться одновременно, например, в сочетании [П/А] на определённом этапе артикуляции шумовая составляющая согласного [П] и вокальная составляющая гласного [А] реализуются одновременно;
в) продолжать свою реализацию в том случае, когда другой слой прекращает это делать, например, в сочетании [П/А] после устранения полифонического компонента продолжается реализация вокальной составляющей гласного [А].

Полоса полифоничности – это степень наложения фонетических единиц друг на друга. В § 10 нами выяснено, что фонетическая полифония может быть явной и скрытой. Вследствие чего возможны две разновидности эксплозивной аккомодации: по степени наложения компонентов звукового комплекса друг на друга данный вид комбинаторного фонетического процесса будет делиться на узкополосную аккомодацию и широкополосную аккомодацию.

Широкополосная эксплозивная аккомодация – разновидность комбинаторного фонетического процесса, в результате которого образуется полифонический комплекс с явной полифонией, например, [П/Ы Л], [П’/Ы Л] и т.п.
Узкополосная эксплозивная аккомодация – разновидность комбинаторного фонетического процесса, в результате которого образуется полифонический комплекс со скрытой полифонией, например, [С/А M], [С’/А M] и т.п.

* Примечание. Наклонная черта между звуками указывает на то, что данная пара фонетических единиц образует полифонический звуковой комплекс, члены которого реализуются параллельно. Ведь фонетическая транскрипция должна более точно передавать именно произношение в отличие, например, от записи буквами или от фонологической транскрипции...

«Неевклидова» фонетика: Список использованной литературы.

Далее следует страница Полифония собственная и приобретённая.




© Белоусов А. В., 2007 – 2023

Страница создана 07.01.2015. Последнее обновление 25.12.2023. При использовании материалов сайта ссылка на https://bav005.narod.ru/ обязательна.