Первоначально данный параграф наших антинаучных заметок
именовался «Принцип относительности абсурда».
Однако в процессе работы над темой мы пришли к пониманию того, что
название «Закон селёдки» является более ёмким, так
оно подразумевает не только наличие упомянутого принципа, но и
нечто большее...
В основе настоящего закона лежит очень старая детская загадка,
которая заключается в поиске ответа на следующий вопрос:
– Длинная зелёная на стене висит. Что это такое?
– Не знаю.
– Это селёдка.
– А почему она на стене висит?
– Да это же моя селёдка. Куда хочу, туда её и повешу.
– А почему зелёная?
– Ну, я же сказал, что это моя селёдка. В какой цвет хочу, в такой и
покрашу...
Абсолютно такую же картину мы наблюдаем и в сверхсерьёзной
фундаментальной научной деятельности, которая является прямым
продолжением тех принципов и жизненных установок, которые выработаны
нашей повседневной жизнью. Наука, как и всё наше общество, представляет
собой плодотворнейшую почву, в которой прочно пустили свои корни все
без исключения Законы обращения абсурда. Поэтому
вольно или невольно, но каждый из нас неминуемо попадает в цепкие
объятия различных проявлений этого неистребимого явления. Но одно
дело, когда это происходит из-за недостатка знаний, по невнимательности,
по недомыслию и т.п... Когда же кто-то не знает и знать не желает – это
будет уже совсем «другой коленкор»...
При работе над столь каверзной темой, каковой является составление
формулировок Законов обращения абсурда,
необходимо чётко осознавать, что понятие абсурд, как и понятие
красота (глупость, умность и т.п.), – это оценочная категория.
А любая оценка субъективна, а потому неоднозначна.
Исторический пример: одни считали, что академик А.Д. Сахаров – это
истинный ум, честь и совесть нашей эпохи, а другие всем своим
поведением вопрошали: зачем вы этого глупого человека пустили на
трибуну съезда?
Или, допустим, мы дали определение термину «молодец». А народная
мудрость нам разъясняет: «Молодец против овец, а против молодца и
сам овца».
Аналогичное положение дел будет иметь место и при определении понятия
абсурд, и при выявлении всевозможных его критериев. Здесь
неминуемо будет иметь место действие Принципа
относительности абсурда. В результате чего, какую бы
формулировку абсурда мы не приняли к рассмотрению: полную, очень
полную, невероятно полную с последующими комментариями и
комментариями комментариев, существует огромная вероятность, что то,
что представляется абсурдным для одних, может не быть таковым для других.
И наоборот...
Поэтому автор настоящих заметок твёрдо убеждён: пусть каждый мыслящий
индивид сам лично для себя определяет критерии этого относительного
понятия, а в итоге выбирает, какую научную концепцию ему необходимо
поддерживать. Нравится кому-то положения типа «Фонологической нейтрализацией называется неразличение
нескольких рядов позиционно чередующихся звуков в
определённой позиции» (согласно Закону селёдки: «Это
же моя селёдка. Куда хочу, туда её и повешу»), будем очень рады
подобному оптимизму... Нравится Вам положение, когда, образно говоря,
камень, брошенный в воду, не остаётся тем же камнем, не дробится на
несколько частей, не превращается ни в другой камень, ни в саму воду,
ни растворяется в воде, а преобразуется в колебания воды(!!!), и наоборот,
когда следствием колебаний этой самой жидкости является возникновения
нового камня (согласно Закону селёдки: «Я же сказал,
что это моя селёдка. В какой цвет хочу, в такой и покрашу...»), – то флаг
Вам в руки! «Блажен, кто верует, тепло ему на свете...» (смотреть
подробности в параграфе Закон выбора абсурда).
Как мы уже говорили выше, название «Закон селёдки»
оказалось более ёмким, так оно подразумевает не только наличие
Принципа относительности абсурда, но и является
настоящим символом догматической непоколебимости подавляющей
части научного сообщества...
Итак, окончательная формулировка Закона селёдки:
Это моя селёдка. Куда хочу, туда её и вешаю...
Другими словами: это моя теория, поэтому куда хочу, туда её и «ворочу»!
А если при этом какие-то факты противоречат моему «ворочу», то
(согласно Закону Майерса) «...от них надо избавиться!»
В заключении наших полемических заметок считаем вполне уместным
процитировать финальный абзац монографии А. Белоусова Основы
единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006», в котором автор высказал
следующую мысль: «...главной задачей настоящих изысканий является
вовсе не формулировка неких выводов, а постановка решающего вопроса,
который для себя мы сформулировали следующим образом: «А правильной
ли дрогой Вы идёте, товарищи???» И так как этот вопрос мы всё-таки
поставили (а возможно, что и не один раз), то считаем основную
задачу настоящих изысканий выполненной» /С. 842/.
P.S.
В итоге наш (мой) оптимистичный вывод:
Всё то, что обозначает термин «моя селёдка» (синонимы: «моё Я»,
«моё эго» и т.п.) было, есть и до скончания человечества будет
настоящим и весьма эффективным тормозом развития не только науки,
но и всех сфер человеческой деятельности!!!