Белоусов А. К 70-летию композитора Владимира Фоменко

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Не бойтесь изобрести велосипед. Бойтесь вообще ничего не изобрести…» /Неизвестный автор/


Меню

Пролог...
Монография А. Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах...
Биография А. Белоусова...
Список публикаций...
Публикации об Александре Белоусове...
Страницы в Интернете...
Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Карта сайта ...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Дивеевский монастырь: История создания



Белоусов А. К 70-летию композитора Владимира Фоменко

«Он просто пишет хорошую музыку...»


Фоменко Владимир Михайлович, Тула: https://bav005.narod.ru/В 2018 году исполнилось 70 лет со дня рождения тульского композитора, аранжировщика, джазового импровизатора, преподавателя класса баяна и аккордеона Владимира Михайловича Фоменко. В конце 70-х годов имя этого талантливого тульского музыканта буквально ворвалось в музыкальную жизнь старинного города оружейников. Этому способствовало несколько обстоятельств.

Во-первых, тогда была совсем другая «эпоха»: в те далёкие времена и со сцен концертных залов, и с телеэкранов во время выступления певцов и музыкантов объявлялись имена и фамилии авторов, причастных к появлению на свет исполняемого произведения. У всех (даже далёких от музыки людей) было на слуху, например, такое: музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского, исполняет Муслим Магомаев... Причём имя композитора неизменно стояло на первом месте. В наше – продвинутое – время за редкими исключениями всё происходит совсем иначе... В Туле же в семидесятые годы очень часто во время концертов звучало имя молодого выпускника Казанской государственной консерватории Владимира Фоменко.

Во-вторых, Владимир Михайлович писал музыку для самых различных музыкальных инструментов: для виолончели, для духовых, для фортепиано, для струнных народных инструментов и, конечно, для баяна и аккордеона. Многие солисты, детские и студенческие оркестры, ансамбли различных составов исполняли произведения и аранжировки, сделанные Владимиром Фоменко.

В-третьих, он просто писал (и пишет!) хорошую музыку...

Надо заметить, что все баянисты нашего региона всегда знали друг друга в лицо, всегда относились друг к другу очень уважительно и постоянно общались между собой на концертах во время антрактов, на различных методических и досуговых мероприятиях. Примерно, с таких общений и началось моё знакомство с Владимиром Михайловичем...

Лет тридцать назад меня по-настоящему потряс областной методический семинар по джазовой импровизации, который проводил для преподавателей ДМШ нашего региона лауреат джазовых конкурсов и фестивалей преподаватель Тульского музыкального училища им. А. С. Даргомыжского В.М. Фоменко. Семинар проходил в Концертном зале Привокзальной детской музыкальной школы (в настоящее время – ДШИ имени Г. Г. Галынина). Владимир Михайлович сделал небольшое методическое сообщение. Затем познакомил собравшихся с основными средствами выразительности, которыми пользуются джазовые импровизаторы: показал соответствующие аккорды, характерные джазовые ритмы, принципы построения отдельных вариаций и джазовых композиций в целом. После чего на конкретном примере стал демонстрировать изложенные им теоретические положения. Буквально по полочкам он разложил мелодию известной детской песенки «Ёлочка».

- Ну а теперь послушайте, что у нас с вами получилось, – сказал В. Фоменко и начал свою импровизацию с одноголосного изложения темы. Потом к основной мелодии он добавил второй голос. Затем, с каждым проведением темы, усложнял фактуру и ритмы. Аккордовые последовательности сменяли россыпи джазовых вариаций. В финале этой детской песенки на слушателей обрушилась лавина сходящихся и расходящихся параллельных октав. Зал буквально взорвался аплодисментами!

- А сейчас я буду импровизировать на любую предложенную вами тему, – продолжил Владимир Михайлович.

Присутствующие наперебой стали предлагать ему для импровизации хорошо известные мелодии. Каждая исполненная им композиция заканчивалась бурными аплодисментами. Тогда у слушателей семинара появилось сомнение, а быть может он заранее выучил свои вариации на популярные хиты? Тогда ему стали предлагать для импровизации малоизвестные темы из репертуара западных исполнителей, но эффект был столь же потрясающим. Ни с чем подобным никогда (ни раньше, ни позже) я не встречался...

Потом мы начали общаться с Владимиром Михайловичем не только как народник с народником, но и как композитор с композитором. Некоторое время мы работали вместе в ТОДМШ (впоследствии получившей имя Г.3. Райхеля), где Владимир Фоменко в рамках предмета по выбору вёл уроки композиции у наиболее способных учащихся. С 1999 по 2010 год мы вместе преподавали в ТКИ имкни А.С. Даргомыжского. Он всегда был готов дать мне совет по вопросам композиции или инструментовки...

Обложка альманаха «На лирической волне». Выпуск 4. 2019 год: https://bav005.narod.ru/ Все его ученики (включая известного певца и актёра Алексея Воробьёва) во время учебного процесса разучивали сочинения Владимира Михайловича и впоследствии исполняли их на различных концертах. А некоторые его студенты (например, Екатерина Ефимова), исполняя написанные им композиции, становились лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Особой вехой в творчестве В. Фоменко стало написание ряда пьес в качестве обязательных произведений для Международного конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне им. Н.И. Белобородова. Благодаря чему многие его сочинения, такие как «Скерцо», «Тарантелла», «Игривый котёнок», «Весёлый музыкант» и другие прочно вошли в «золотой фонд» педагогического репертуара учащихся ДМШ и ДШИ, студентов музыкальных колледжей России, Беларуси и других стран ближнего зарубежья.

А потом, была знаменитая «Минута славы»... Максима Токаева. Довольно долго с экранов телевизора не сходило имя «звёздного мальчика»: звучали различные телеинтервью и выступления юного аккордеониста. Певец Николай Басков во время очередного шоу подарил Максиму аккордеон. И никто даже вскользь не упомянул, что победитель «Минуты славы» в финале телепроекта исполнял пьесу «В стиле регтайм», написанную Владимиром Фоменко... Не удивительно. В это время Россия уже вступила в новую «эпоху»...

В свои 70 лет Владимир Михайлович продолжает активную творческую деятельность: сочиняет новую музыку, издаёт нотные сборники, выступает на различных концертах.

Желаем члену союзов композиторов России и Москвы, почётному члену региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов» Владимиру Фоменко долголетия и дальнейших творческих успехов.

Дополнительные сведения об этом известном тульском музыканте (биография, ноты сочинений, аудиозаписи произведений) можно узнать на странице: https://a-v-belousov.narod.ru/index47.htm

Источник информации: Белоусов А. Он просто пишет хорошую музыку... К 70-летию композитора Владимира Фоменко // На лирической волне. Региональный музыкально-литературный альманах. Выпуск 4. – Тула: Изд-во «Аквариус», 2019. – С. 3 – 4.

- На первом фото композитор Владимир Фоменко выступает на своём авторском вечере в Дубенской детской школе искусств. Тульская область, посёлок Дубна. 20 марта 2014 года.
- На втором фото обложка музыкально-литературного альманаха «На лирической волне», выпуск 4, в котором опубликована статья А. Белоусова «Он просто пишет хорошую музыку...»

Белоусов Александр Васильевич,
преподаватель Детской школы искусств № 1 города Тулы,
руководитель Тульского методического объединения преподавателей ДШИ по специальности баян-аккордеон,
председатель Региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»,
академик Международной Академии Фундаментального Образования Рег. № 039,
доктор философии.




© Белоусов А. В., 2007 – 2023

Страница создана 18.08.2019. Последнее обновление 23.12.2023. При использовании материалов сайта ссылка на https://bav005.narod.ru/ обязательна