Бесфамильнов В.В. Рецензия на Сонату для баяна Александра Белоусова

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Там где трудно одному, Справлюсь вместе с вами. Где чего-то не пойму, Разберём с друзьями» /М. Танич/


Меню

Пролог...
Монография А. Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах...
Биография А. Белоусова...
Список публикаций...
Публикации об Александре Белоусове...
Страницы в Интернете...
Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Карта сайта ...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Дивеево: храмы



Бесфамильнов В.В. Рецензия на Сонату для баяна А. Белоусова


В.В. Бесфамильнов (Киев) в ТКИ им. А.С. Даргомыжского: Тула, 2003 год: https://bav005.narod.ru/Рецензируемое произведение:
Белоусов А. Соната для готово-выборного баяна. – Тула, 2000. – 33 с.

«А.В. Белоусов – известный среди поклонников баянного искусства педагог, методист и композитор. Он является автором многих оригинальных произведений, в том числе Концерта для баяна и фортепиано, нескольких циклов пьес и сборников этюдов для баяна, различных обработок народных и популярных мелодий. Имя А.В. Белоусова стало широко известно после того, как его произведения были включены в качестве обязательных пьес в программы нескольких международных конкурсов им. Н.И. Белобородова, а его ученики, исполняя сочинения своего преподавателя, стали лауреатами многих международных, региональных и областных конкурсов.

Рецензируемая Соната написана для готово-выборного баяна и является программным сочинением. Хорошее знание звуковыразительных средств современного баяна, и богатое творческое воображение позволили автору создать оригинальное циклическое произведение. Тематика Сонаты не нова. Это размышления о смысле жизни. Но в самой технике композиторского письма прослеживаются попытки внести некоторые элементы новизны, что в определённой мере удалось сделать автору.

Соната состоит из трёх контрастных частей. В гармонической фактуре каждой из них преобладают различные последовательности параллельных минорных или мажорных трезвучий, что само по себе также не ново и ранее уже встречалось в творчестве, например, К. Дебюсси, Г. Шендерёва и др. Но всё-таки необходимо признать, что подобные гармонии используются довольно редко и ещё в недостаточной степени исследованы композиторами. Поэтому здесь для авторов открываются большие возможности для экспериментов в поисках новых красок и мелодий.

Первая часть Сонаты представляет собой сонатное аллегро, начинающееся медленным вступлением, которое можно трактовать как тему Судьбы. Её неотвратимая тяжеловесная поступь сменяется подвижным Скерцо, в котором Судьба играет человеком... Хотя данная часть написана для готового баяна, партия левой руки по некоторым техническим характеристикам приближается к особенностям владения выборной клавиатурой и требует от исполнителя значительной технической и физической подготовки. В партии правой руки аккордовая фактура сочетается с различными видами мелкой техники, что также требует от исполнителя определённой технической подготовки, но вместе с тем вносит определённый вклад в развитие его игрового аппарата. Весьма интересно строение периодов первой части (5 + 5 + 3 + 3+4 такта). Минорные образы темы вступления и главной партии в коде сменяются мажорными аккордами, символизирующими веру в торжество светлых сил.

Вторая часть в темповом отношении противопоставлена первой. Здесь параллельные минорные трезвучия рисуют нечто зловещее. В музыке чувствуется дыхание потустороннего мира – мрачного и таинственного. Отзвуки колокольного звона не добавляют оптимизма в фантастические видения. Но после ночи всегда наступает рассвет, который приносит с собой восходящее солнце и сопутствующие ему мажорные гармонии.

Третья часть – Финал. В этой части прослеживается конфликт между образами Жизни и Смерти. Жизнь – прекрасна, хотя во многом противоречива и при том очень быстротечна. Но как бы она не складывалась, каких бы вершин не достигала, финал заранее известен. Соната заканчивается этим неминуемым финалом. Но здесь хочется, перефразируя известное выражение, воскликнуть: Человек умер, да здравствует Человек! В данной части автором используются различные арпеджированные последовательности параллельных минорных трезвучий, а также не совсем обычное сочетание мажора и минора.

Для Сонаты в целом характерны яркая художественная образность, многообразие технических средств, интересная мелодика, различные фактурные находки, своеобразный гармонический язык, который, впрочем, не выходит за рамки традиционного романтизма. Представляют собой интерес и неожиданные переходы из одной тональности в другую. Особо следует отметить удобство инструментального изложения.

В дальнейшем хотелось бы пожелать автору в своём творчестве как можно больше использовать возможности выборной разновидности баяна или аккордеона.

Соната для готово-выборного баяна А. Белоусова исполнялась некоторыми студентами музыкальных училищ России и Беларуси. Со своей стороны считаю полезным использование данного произведения в учебном процессе и рекомендую его в качестве педагогического репертуара для занятий со студентами старших курсов музыкальных училищ».

Народный артист Украины, лауреат международных конкурсов,
профессор Национальной Музыкальной Академии Украины
В.В. Бесфамильнов.

На фото Народный артист Украины, лауреат международных конкурсов, профессор Владимир Владимирович Бесфамильнов в Малом зале Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского. Тула, 1 апреля 2003 года.




© Белоусов А. В., 2007 – 2023

Страница создана 12.08.2015. Последнее обновление 21.12.2023. При использовании материалов сайта ссылка на https://bav005.narod.ru/ обязательна